четверг, 27 ноября 2014 г.

Личность, ее социализация и воспитание

Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Характеристика личности:

- Целостность - человек в разных ситуациях ведет себя предсказуемо.
- Иерархичность - способность человека управлять своими биологическими потребностями. Личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
- Личностью не рождаются, личностью становятся, для этого человек должен овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социальными навыками. 
- Активная позиция в любой деятельности человека, которой он занимается.
- Личность сама определяет смысл, цели и задачи деятельности и сама определяет оптимальный способ их выполнения.
- Для зрелой личности характерно влияние на рост и развитие других людей.

Понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность": 

  • Человек – существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда
  • Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа 
  • Индивидуальность – уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей
  • Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.


Элементы структуры личности (теория К. Платонова):


  • Низший уровень – биологически обусловленная подструктура
  • Вторая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов человека
  • Третья подструктура – индивидуальный социальный опыт
  • Высший уровень – направленность личности

Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу. Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Стадии социализации:

  • Первичная социализация (адаптация)
  • Стадия индивидуализации
  • Стадия интеграции
  • Трудовая социализация
  • Послетрудовая социализация

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. В широком смысле, воспитание – это разностороннее воздействие общества на личность.


Три основные подхода к трактовке понятия личность:

- антропологический
- социологический
- персоналистический


Антропологический подход:

Представление о личности как о носителе общечеловеческих свойств. Личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого Homo Sapiens, и уподобляется понятию индивида.

Представитель: Л. Фейербах (1804 - 1872) 


Социологический подход:

Личность - объект и продукт социальных отношений. Л white;">ичность рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества

Представители: Э. Дюркгейм (1858-1917), А. Сен-Симон

Персоналистический подход: 

Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально-неповторимая целостность.
Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка получила в концепции экзистенциализма, усматривающего сущность личности в ее абсолютной самостоятельности и уникальности.
(Экзистенциализм — особое направление в XX веке, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным)
Источники: 

Комментариев нет: