воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Деятельность человека и ее виды

Деятельность - эта форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование. Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.


Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных: 

Животные
Человек
Осуществляет инстинктивно – биологическую активность
Деятельность людей познавательной потребностью, потребностью в общении
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)
Передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Могут создавать вспомогательные свойства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно
Изготавливают и сохраняют орудия труда, передают их последующим поколениям
Приспосабливаются к внешней среде
Преобразуют мир в соответствии со своими потребностями

Структура деятельности:

Субъект (тот, кто выполняет деятельность) 
Объект (то, на что направлена деятельность)
Мотив (побудитель к деятельности)
Цель (осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность)
Средства (то, с помощью чего выполняется деятельность: приемы, способы действий, деньги, орудия. приспособления, используемые для достижения цели)
Методы (пути достижения цели)
Действия (составляющие компоненты деятельности) 
Результат (соответствия мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности) 

Мотивы
Сущность
Возможные примеры
Социальные установки
Общая ориентация на определенный социальный объект
Отношение к семье нации
Убеждения
Устойчивые взгляды на мир, стремление воплотить их в жизнь
Живая природа – «продукт эволюции» или «все живое – результат творения»
Интересы
Стремление воздействовать на общественные условия, от которых зависит распределение благ
Иметь землю в частной собственности
Идеалы
Образ совершенного равенства
Общество всеобщего равенства


Действия
Сущность
Возможные примеры
Целерациональные
Ориентированность на рационально поставленную и продуманную цель
Выполнение трудовых или учебных задач
Ценностнорациональные
Следование своим убеждениям и нравственным ценностям
Забота о престарелых
Аффективные
Обусловленность эмоциональным состоянием индивида
Ярость в бою
Традиционные
Основано на длительной привычке
Создание запасов продуктов

Виды деятельности:

1) По способам деятельности:
  • практическая деятельность: направлена на преобразование реальных объектов природы и общества (материально- производственная -преобразование объектов природы; социально-преобразовательная - преобразование общества)
  • духовная деятельность: связана с изменением сознания людей (познавательная - отражение действительности в художественной и научной формах; ценностно-ориентировочная - определение отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения; прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений действительности)
2) По творческой роли деятельности:
  • репродуктивная деятельность: направленная на получение известного результата труда
  • продуктивная деятельность: производство новых идей, способов достижения цели
3) По характеру человеческой активности:
  • созидательная деятельность:  производство орудий труда, духовных ценностей
  • разрушительная деятельность: негативное воздействие на природу и общество
4) По способу формирования человека как личности:
  • игра - вид деятельности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек, как субъект деятельности. В игровой ситуации имитируется действительность. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес
  • учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Мотивом учения выступают чувство долга, ответственности и духовные ценности
  • труд  - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего духовные и материальные потребности людей. Характерно изготовление и многократное использование орудий труда, общественный характер, направленность на создание конкретного продукта на преобразование внешнего мира
  • общение - специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Понятие общение и коммуникации не равны.
Виды общения:
1) В зависимости от контингента участников:
  • межличностное
  • межличностно-групповое
  • межгрупповое
2) В зависимости от наличия промежуточных звеньев: 
  • непосредственное
  • опосредованное
3) В зависимости от продолжительности контакта: 
  • кратковременное
  • длительное
4) В зависимости от законченности:
  • законченное
  • незаконченное

Комментариев нет: